Очень часто первого сентября, в праздничный день, уроков еще не ставят, заменяя их одним «классным часом». Это время, длиной в обычный урок или, в некоторых случаях, в один академический час, когда классный руководитель может пообщаться на выбранные им внеклассные темы со своими учениками. Чаще всего эти темы посвящены социальным вопросам либо проблемам, возникающим в классе. Классные часы проводятся и в течение года, но классный час 1 сентября бывает особенно важен и для учителя, и для учеников.
В классный час первого сентября «проблемы» для обсуждения могут еще не возникнуть (если их не осталось с прошлого года), и время можно посвятить конкурсам, имеющим развивающий и в чем-то «психологический» уклон. Ряд принципов этих конкурсов заимствован из принципов корпорационного «тим-билдинга». Это поможет сплотить класс, начиная с 1 сентября.
Существенны различия в проведении классного часа и тогда, когда учитель только что получил этот конкретный класс или уже ведет его не первый год. Классный час в первом случае, это хороший способ «присмотреться» к ребятам. Бывают также случаи, когда дети в классе еще не знакомы и между собой — например, это класс в новой школе, набранный только в этом году. Тогда конкурсы на укрепление взаимоотношений и развитие эмоциональных связей будут как никогда кстати.
День знаний — праздник и для детей, и для родителей, и для учителей, но речь о «празднике» как таковом в наше время актуальна скорее для малышей, учащихся в начальной школе. Эти конкурсы можно проводить и среди них, но теоретически они рассчитаны на детей постарше.
Ученики старших классов, особенно выпускных, зачастую вообще не считают 1 сентября праздником, так как начинают учиться с этого же дня. Редко в какой школе в этот день у выпускников не стоят часы обычных уроков, а мысли детей поглощены ГИА и ЕГЭ, которые необходимо сдать в конце года как можно лучше. Если класс, который получил учитель, девятый или одиннадцатый, и он ведет его не первый год, а дети хорошо знают друг друга, возможно, будет разумнее не тратить времени на игры и использовать классный час как-нибудь по-другому.
Если вы все-таки решили, что провести несколько игр и конкурсов необходимо, можно остановиться на следующих:
1. Художники.
Этот конкурс подходит для детей всех возрастов и направлен на сплочение аудитории, поддержку соревновательного духа и командной работы. Класс делится на три-четыре группы, каждой из которых раздается задание на свернутом листке бумаги — нарисовать тот или иной довольно простой предмет, в котором должен быть ряд обязательных деталей (например, дом, корабль и т.п.). Каждый человек в группе рисует одну-две детали на общем листе, затем рисунки демонстрируются всему классу и другие группы угадывают, что именно было нарисовано.
2. Слепые.
Старая психологическая игра на доверие и ответственность: класс разбивают на пары по двое человек, один из которых становится «слепым» — ему завязывают глаза, — а другой его «поводырем». Каждая пара бродит по классу или рекреации, слепой следует указаниям поводыря, а поводырь следит, чтобы тот ни на что не наткнулся. Потом они меняются. После конкурса необходимо обсудить, что именно чувствовал каждый, будучи и слепым, и поводырем.
Для малышей этот конкурс не подходит.
3. Фантазии.
Каждый ученик сообщает по очереди какой-либо факт из своей жизни; он может быть или выдуманным, или реальным. Задача остальных — угадать, фантазия это или правда.
Веселая командная игра в шарады: команда противников загадывает слово одному из игроков другой команды, и тот показывает его при помощи жестов и движений. «Крокодил» во многих школах стоит наравне с, например, «Что Где Когда», и по нему даже устраиваются турниры, но в этом конкурсе победу можно не определять.