Теория разделения архетипов по Юнгу прошла испытание временем протяженностью в сто лет, но до сих пор не потребовала внесения поправок и не была опровергнута. Созданная им классификация по определению глубинного психологического портрета личности применяется в современном психоанализе и подходит для самостоятельного изучения.
Что такое архетип в психологии
Новое значение слова «архетип» пришло в психологию в 1919 году после завершении исследований швейцарским психиатром Карлом Юнгом отдельных элементов структуры коллективного бессознательного. До этого термин пережил много метаморфоз, начиная от обозначения идеи божественного начала и до общего названия творческой компоненты. Объясняя, что такое архетип в понимании аналитической психологии, Юнг ссылался на усмотренные им параллели между современной наукой и древней философией.
По теории Юнга, во все времена поведение людей можно было соотнести с ограниченным числом сценариев, повторяющих основные сюжетные линии развития. Психиатр обуславливал это тем, что подключение человеческого разума к матрице информационного поля порождает узнаваемые элементы коллективной психики.
Это – определенные модели поведения при схожих ситуациях, наборы эмоций, механизмы восприятия, то есть первообразные шаблоны, редактируемые индивидуальными чертами личности. С помощью этих готовых схем бессознательное «Я» ведет диалог с более близким человеческому пониманию подсознанием. Происходит это на уровне инстинктов, желаний и поведения.
Архетипы личности по Юнгу и их значение с примерами
Помимо семи основных архетипов, Юнг выделял еще несколько, отобранных им по типу взаимодействия с окружающей средой. В них использовались понятия «Мать», «Отец» и «Ребенок».
Вот их краткая характеристика:
- Мать. Может принять одно из двух воплощений – хозяйка, хранительница семьи, воспитательница, или – ведьма, проклинающая сущность, деструктивная особа, разрушающая все, к чему прикасается.
- Отец. В хорошем значении, определяется как Зевс или Уран – тогда это волевая, справедливая личность, несущая благо и защиту. В отрицательном значении, это Отец-Кронос – бог зла, олицетворение ненависти, боли, вражеской силы.
- Ребенок. Архетип ребенка сочетает в себе развитые в разной степени элементы всех начал и типов. Понимается обычно в смысле здорового развития и естественного контакта с миром, если не принимает на себя роль «обиженного». Тогда это очень не самостоятельный и незрелый человек, требующий к себе общего участия.
Достойны внимания женские архетипы по Юнгу, которых всего четыре:
- 1 архетип. Положительная сторона «Принцесса» – милая, добрая, мечтательная девочка, которая всем нравится. Она примерная дочь и хорошая жена, которая долго еще может жить с собственном выдуманном мире. Отрицательная сторона «Дрянная девчонка» – стервозная, плаксивая девушка, подсознательно выбирающая проблемные отношения и от этого скрыто страдающая. Склонная к шокированию окружающих, выпадению из социума.
- 2 архетип. Положительная сторона «Муза» – возвышенная, тонкая богиня, стимулирующая на свершения и при этом развитая сама. Ее любовь требуется заслужить, но и к себе она очень требовательна. Отрицательная сторона «Ведьма» – среди архетипов женщин по Юнгу Ведьма – самый негативный образ. Это беспринципная фурия, преследующая собственные выгоды. Ради своих целей способна оболгать или унизить, не останавливается не перед чем.
- 3 архетип. Положительная сторона «Охотница» – свободная и активная натура, высоко ценящая свои достижения и поэтому обычно успешная. В личной жизни охотницы бывают несчастливы по вине партнера. Отрицательная сторона «Амазонка» – женщины, отрицающие гендерное неравенство с мечом в руках. Мужчин считают ниже своей особы. Реализуют себя в бизнесе, общественной деятельности или на высоких должностях
- 4 архетип. Положительная сторона «Хозяйка» – подходит к положительному значению архетипа «Мать». Олицетворение покровительства сущему, самоотдачи, фертильности. Отрицательная сторона «Плохая мать» – усиленные, гипертрофированные значение двух полярных состояния – заботы и равнодушие. Либо подавляет членов семьи силой опеки, либо не обращают ни на кого внимание. Во всех вокруг видят несостоятельность и инфантильность.
Далее рассматриваются классические варианты психотипов личности Карла Юнга: Эго, Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость.
Эго
Главный элемент концепции архетипов личности по Юнгу – это Эго. Оно заключает в себе представление о человеке, как об индивидуальности, отвечая за сохранность неповторимых черт характера и границ зоны комфорта. Влияние этого центрального компонента внутреннего «Я» ограничено сведениями, поступающими из внешней среды, но только оно определяет порядок сепарации, по которым сортируются приходящие знания. Часть их уходит в область бессознательного, другая участвует в формирование сознательной личности.
В сфере пристального внимания Эго находится постоянство привычек, поэтому человеку психологически сложно дается все принципиально новое. Но одновременно Эго выступает активатором вызова обществу, когда полагает, что это может статусно выделить или возвысить носителя. Архетип Эго в психологии – это ответственная компонента отделения человеческой психики от животной через способность самообучаться и осознавать себя в мире.
Персона
Персона по версии Юнга характеризует отождествление личности с обществом, социальный статус и ответ на коллективные требования. Этот архетип противопоставлен Эго, поскольку он не определяет индивидуальность человека, а наоборот, стремится скрыть его под множеством наносных качеств и масок. Показатели Персоны в жизни каждого человека проглядывают во внешних составляющих его образа: в одежде, в манерах, принадлежности к слоям общества.
Как и другие психотипы, Персона нуждается в развитии, но придавать ей преувеличенное значение опасно. В положительном русле здорового сосуществования с Эго, она улучшает коммуникации носителя, делает его более желанным и востребованным в коллективе. Завышенные ожидания от социальной маски могут привести к подмене привычных понятий и поглощению ею настоящей личности.
Тень
Архетип Тени по Юнгу отвечает за воплощение низменных чувств, подспудной, инстинктивной составляющей человека. В эту категорию попадает все, что личность не желает принимать в себе, его ложные ценности, постыдные желания, уничижение своих качеств. Но даже тщательно подавляемая, эта сторона души периодически прорывается наружу, как только контроль человека над сознанием ослабевает. Примером может служить измененное поведение во время припадков ярости.
Формирование темного психотипа происходит в детстве, когда нормальная реакция ребенка на негативные ситуации встречает непонимание или даже агрессию со стороны родителей. Не в состоянии ответить взрослому равным образом, ребенок учится маскировать свое возмущение (страх, боль), отодвигая его в тень своего сознания, где оно будет расти и питаться подавленными эмоциями до удобного случая.
В литературе теневые образы хорошо представлены персонажами Швабрина в «Капитанской дочке» и Порфирием-Иудушкой из «Господ Головлевых».
Анима и Анимус
К парадоксам в теории Карла Густава Юнга о формировании архетипичных образов относят его разделение части бессознательного по мужскому (анимас) и женскому (анима) признаку. Психиатр был уверен, что каждый человек по умолчанию выступает носителем гендерного типа противоположного пола, так как в природе не бывает абсолютных маскулинности и феминности.
Анима несет в себе чувственность, эмоции и понятие моногамности. Она открывает мужчине путь к интуитивному восприятию и лояльна ко многим недостаткам, препятствующему воспитанию в нем черт зрелости. Анима служит образованию плотной связи между мальчиком и его матерью, мужем и женой, но она же, достигнув преувеличенного значения, способствует развитию гомосексуализма. Ее отсутствие или слабая развитость ведет к «усыханию» чувств или психическому дисбалансу.
Анимус символизирует логическое мышление, но сообразно женскому восприятию дискурсивности, это чаще выглядит как отстаивание принципиальной позиции или идеи. Юнг выяснил, что наибольшее влияние Анимус оказывает на женщин, отличающихся высокой внешней феминностью и наоборот – у женщин мужеподобного типа эта составляющая находится на низком уровне.
Самость
Если Эго отвечает за сознательные механизмы глубин личности, Самостью определяется совокупность всех компонентов психической жизни человека. Самость по Юнгу – это средоточие энергетического вращения, охватывающего все части структуры личности. Она неподвластна воле носителя, поэтому долго не принимается в расчет, вынашиваемая в форме неосознанного идеала, достичь которого все время что-то мешает.
Целостность Самости символически изображают в виде мандалы или другого объекта с завершенной циклической структурой, который образно и на протяжении всей жизни присутствует в сновидениях человека. Это служит постоянным напоминанием о совершенном устройстве мира и личности в ней. По мнению Юнга, вершиной самопознания может считаться только возможность взаимодействия с бессознательной Самостью через остальные элементы структуры личности.
12 архетипов личности по Пирсон
Американский педагог и последовательница учения Юнга Кэрол Пирсон разработала собственную классификацию из 12 архетипов личности:
- Простодушный. Аналог юнговского «ребенка», который стремится жить в удовольствие, не прикладывая к этому больших усилий.
- Искатель. Отважный путешественник, классический герой, обретающий себя в жизненных испытаниях.
- Созерцатель. Прототип «отца» Юнга, представитель справедливой патриархальной среды, блюдущий правила и ищущий возможности проявить себя.
- Бунтарь. Отрицатель устоявшихся порядков, эпатажный критик и страстный оратор, который заражает всех ожиданием перемен и уничтожением всякого контроля.
- Воин. Где бы он не находился, Воин постоянно преодолевает препятствия, решает сложные задачи и скучает, если долго засиживается на лаврах.
- Маг. Мистификатор, склонный к самообману, который старается убедить всех в своей уникальности и разочаровывается, когда лишается привычной аудитории.
- Шут. Высмеивает несовершенства общества от чего постоянно страдает и терпит гонения, но спокойная жизнь ему невыносима.
- Любовник. Архетип обозначен неприятием себя в одиночестве, душевной пустотой, от которой он ищет спасение в чувственных отношениях и частой смене декораций.
- Хороший парень. Яркий пример классической ахитепичности – это Персона Юнга, которая не устает менять маски, позволяющие ему не терять привлекательность даже перед случайными зрителями.
- Заботливый. Покровитель всех угнетенных и сопереживающий любому несчастью, готовый отдать последнее, чтобы укрыть, обогреть, накормить.
- Правитель. Среди них много организаторов, менеджеров среднего звена, педагогов – этот архетип успешно реализует себя всюду, где можно установить тотальный контроль.
- Творец. Он чувствует себя несчастный в будничных условиях, потому что единственное призвание этого человека – создавать, придумывать, изобретать.
Нетрудно заметить, что во многом список Пирсон перекликается с классификацией архетипов Юнга и выводам о теории личности самого Фрейда.
Как определить свой архетип
Проще всего определить свою принадлежность к одному из психотипов используя карту зодиакальных созвездий. Имеется в виду четкое распределение архетипов по датам рождения, не требующее специальных вычислений и психологического анализа. Создатель этой системы Кэрол Пирсон, отождествила знаки гороскопа с приведенной выше системой.
12 архетипов Пирсон, равных значению представителям зодиакального круга:
- Овен – Воин;
- Телец – Заботливый;
- Близнецы – Искатель;
- Рак – Любовник;
- Лев – Бунтарь;
- Дева – Творец;
- Весы – Правитель;
- Скорпион – Маг;
- Стрелец – Созерцатель;
- Козерог – Шут;
- Водолей – Простодушный;
- Рыбы – Хороший Парень.
Сопоставив свой знак по гороскопу с нужной ассоциацией по Пирсон можно понять свое отношение к типологиям по указанной классификации.
Заключение
Разработанная Карлом Юнгом система архетипов доступна в своей простоте преподношения и поэтому успешно применяется в домашней психологии и самосовершенствовании. Помимо сухого перечисления научных выводов, сквозь все работы великого психиатра красной нитью проходит послание обычному читателю – нет предела развитию, всегда есть куда идти и к чему стремиться.
Не нужно стараться подавлять в себе негативное, надо учиться жить с ним, потому что оно – в основе, а любые попытки разрушить основу влекут к распаду всего, что на ней держится. Юнг призывает – развивайте хорошее, гармонизируйте противоположное, слушайтесь себя – и тогда самоанализ приведет к укреплению всех слоев личности и послужит во благо.